Юность сельской культуры

Юность сельской культуры

В 2013 году Еманжелинка отмечает 40-летний юбилей ДК «Юность». Однако история сельской культуры насчитывает без малого век.
Дом культуры в Еманжелинке «вырос» из деревенского клуба, открытого летом 1920 года. Об этом писал краевед Вениамин Георгиевич Истомин, который в 1918 – 1920-ом годах работал в нашем селе учителем: «С установлением совет¬ской власти в селе станич¬ным  исполкомом  для сельской начальной школы был реквизирован простор¬ный и вместительный, почти новый поповский дом из восьми комнат. Старое же здание школы было занято под сельский народный дом. Это ветхое школьное здание имело вид длинной казармы и было удобно для клуба, но оно требовало капитального ремонта и соответствующего оборудования для проведе¬ния массовой клубной рабо¬ты. Комсомольская ячейка взялась отремонтировать это здание. Организовали суб¬ботники и общественную по¬мощь села, в результате чего здание клуба в короткий срок было отремонтировано, обо¬рудовано, и народный дом на практике стал настоящим культурным центром села».
Клуб скоро стал любимым местом сбора  молодёжи. Правда, в начале идеологическая работа там явно преобладала над культурной. Комсомольцы устраивали читки, лекции, вели антирелигиозную пропаганду, устраивая, например, «красную» Пасху или показывая сатирические сценки про попов. Но были ещё танцы, хор, спектакли – за дело комсомольцы взялись серьёзно. В 30-ые годы в Еманжелинке прошли первые киносеансы.
 Посмотреть «живые картины» приходил и стар и млад. Мест в клубе не хватало, многие приносили свои скамейки и табуретки. В тёплое время года некоторые сеансы шли под открытым небом. Воспоминания о сельском клубе оставила Казанцева (Мехонцева) Анастасия Александровна 1917 года рождения, жительница Саров. В начале 30-ых годов ей было 13 – 14 лет, и это время она запомнила хорошо. Чего стоит, например, такая забавная деталь: перед киносеансом иногда приходилось искать белую ткань для экрана, и однажды подростки утащили кусок домотканого полотна у какой-то женщины. Разгневанная хозяйка явилась за своим имуществом прямо во время фильма.
Рассказ о работе сельского клуба в 1941-ом году гораздо более подробный. Он записан со слов ныне покойной Бакиной Клавдии Ивановны и хранится в библиотечном архиве. Клавдия Ивановна приехала в Еманжелинку  со станции Еманжелинской в августе 1941 года. Она хорошо окончила школу, была комсомолкой, занималась в художественной самодеятельности, и её сразу же определили на работу в клуб. Привёл её туда кто-то  из сельского совета, кто именно, она не помнит. Принимать дела было не у кого. Видимо, предыдущего работника клуба уже мобилизовали на фронт. Здание клуба уже обветшало и напоминало барак. Оборудования никакого не было, но Клава не отчаивалась.  «Вот придут мальчишки, а в доме холодно. Спрашиваю их: «Что? Давайте в чехарду прыгать?» Вот и прыгают через меня», - рассказывала Клавдия Ивановна. В клубе было печное отопление, но дрова не завозили, нужно было заготавливать их самой, что Клава и делала. Но через дыры в крыше тепло уходило за считанные минуты. Летом Клавдию, вместе с учителями привлекали к севу, косьбе и уборке. Впрочем, несмотря на холод и голод, молодёжь в клуб тянулась: играли в «ремень», в «пионерский ручеёк». Фильмы и кинохронику привозили регулярно. К праздникам Клава выпускала «Молнии», записывала сводки с фронта, но, конечно, одна всех клубных работников заменить не могла.
Война закончилась, мужчины вернулись с фронта, и в 1948 году директором клуба был уже Михаил Гневышев. Главным культурным событием послевоенных лет стал показ трофейных фильмов. Именно тогда на экран попали зарубежные киноленты. Их старались посмотреть  несколько раз, даже ходили на сеансы в соседние посёлки, где фильмы показывали после Еманжелинки. В это же время еманжелинские дети впервые увидели мультфильм. В село привезли «Терем-теремок», и зрители независимо от возраста гадали, как движутся персонажи на экране.
В 50-ые годы клуб снова стал культурным центром села. Открылись новые и были восстановлены старые кружки, постоянно проводились концерты художественной самодеятельности, вечера. Работали до 9 вечера и позже. В комнате отдыха были шашки, шахматы и другие настольные игры. Тогда впервые  в клубе  прошли новогодние праздники для взрослых с танцами и маскарадом.
В Еткульском архиве хранятся протоколы заседаний исполкомов Еманжелинского сельсовета. Интересно, что почти в каждом наравне с севом и помощью колхозникам обсуждались и проблемы культуры. В начале 50-х годов прошлого века клуб возглавлял Мишарин Александр Петрович. И хотя из-за вечной русской беды, пьянства, к его работе было много претензий, в клубе собирались хор и драмкружок, регулярно проходили танцы и концерты. Когда Мишарину было вынесено замечание, что для колхозников проводится слишком мало лекций, он организовал группу политинформаторов и пропагандистов из 27 человек. Культработники регулярно выезжали на фермы и полевые станы, выпускали для механизаторов и животноводов «Молнии» и боевые листки.
В 1958 году уже новый заведующий клубом Томин В. Л. отчитывался перед сельским советом о проделанной работе. За год прошло: концертов – 8, тематических вечеров – 3, вечеров молодёжи – 45, бесед – 6. А данные о киносеансах сохранились за 1955-ый год. Тогда еманжелинцы смогли посмотреть фильмы 164 раза. С учётом того, что собственный клуб был ещё и у ГРП, а другие предприятия обзавелись красными уголками, культурно-просветительская работа в селе велась активно. Молодые люди 50-ых – 60-ых годов вспоминают, что скучать по вечерам не приходилось, каждый мог найти себе дело или развлечение по душе. Но здание клуба ветшало, кинозал не мог вместить всех зрителей, и в конце 60-ых годов было принято решение о строительстве современного Дома культуры. В этом деле участвовали все предприятия села, но основные затраты взял на себя совхоз.
 Дом культуры начал строиться в 1972 году. За основу взяли типовой проект с уже готовым названием  «Юность». Дом культуры начал действовать в конце 1973 года.  Первым директором стала Краева. Но проработала она немного, уже в августе 1974 года в Еманжелинку приехал Виктор Иванович Фиськов, с именем которого у большинства наших односельчан и связана юность «Юности». При нём сложилась целая династия Фиськовых. В «Юности» тогда работали ещё Валентина и Владимир. Старались учитывать интересы молодёжи.
В 70-ые годы играл вокально-инструментальный ансамбль под руководством Владимира Фиськова. В разные годы там выступали Пивоваров С., Сафин А., Плаксин С., Салтанова Т., Лысов В., Климонтов А., Словнов О., Грехов А., Фукс В., Шорин С., Зайцев А., Павлов С., Аптикеев Р., Лобашов А., Рягузов А., Важенин А., Поликарпова Т. Уже по этому перечислению видно, насколько многочисленными были самодеятельные коллективы. ДК «Юность» славился своими оркестрами духовых и народных инструментов, хором, работу с которым начала Анна Третьяк, а подхватила Клара Шнайдер (Крун). С приходом хореографов Александра и Веры Печерских появились свои танцоры.
Вскоре создали клуб «Диско-600». Занимался им Валерий Великов. Агитбригаду Марины Трапезниковой «Аргумент» в Еманжелинке до сих пор хорошо помнят. Коллектив имеет звание народного не только на бумаге. О нём говорят с любовью и участники, и зрители. В разные годы в Доме культуры работали Исайкин А. (аккомпаниатор), Скубко И. (худрук), Гринберг Н. (руководитель драматического коллектива), Фукс Н., Егорова З. (киномеханики) и др.
Молодые сотрудники к работе подошли с задором и выдумкой. С середины 70-х годов прошлого века за «Юностью» закрепилась слава одного из лучших сельских учреждений культуры. Ее артисты неоднократно становились лауреатами и призерами областных и районных конкурсов. При «Юности» действовал автоклуб, постоянно проводились концерты на отделениях и на предприятиях, во время сева и уборки были выезды на поля.
Дому культуры везло с сильными руководителями. После В. И. Фиськова его возглавляли К. К. Крун, С. В. Машковцева, И. Н. Захарова. Сейчас в «Юности» новый состав работников, есть молодежь, а, значит, старость и увядание сельской культуре не грозят.